г.Шымкент, мкр. Нурсат, 1А
приемная +7 (7252) 77-55-34
info@hbsh.nis.edu.kz

Политика по защите учащихся

Утверждена решением Правления автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» от 18 мая 2016 года (протокол № 19)

 

Политика по защите учащихся филиалов автономной организации образования

«Назарбаев Интеллектуальные школы»

 

1. Общие положения

  1. Настоящая Политика по защите учащихся филиалов автономной организации образования

«Назарбаев Интеллектуальные школы», основным предметом деятельности которых является образовательная деятельность (далее — филиалы), представляет собой систему основных принципов, правил и процедур, направленных на содействие в обеспечении физического и психологического благополучия учащихся филиалов.

  1. Правовую основу Политики по защите учащихся филиалов автономной организации образования

«Назарбаев Интеллектуальные школы» (далее — Политика) составляют Конституция Республики Казахстан, Конвенция ООН о правах ребенка, Кодексы Республики Казахстан о браке (супружестве) и семье, об административных правонарушениях, Уголовный кодекс, Законы Республики Казахстан

«О правах ребенка  в  Республике  Казахстан»,  «Об  образовании»,  «О  статусе  «Назарбаев Университет», «Назарбaeв Интеллектуальные школы»  и «Назарбaeв Фонд», Кодеке профессиональной этики педагогических работников и приравненных к ним лиц автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы», Кодекс этики автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы», Правила внутреннего распорядка для учащихся филиала «Междунapoдная школа города Астана» автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы», Правила внутреннего распорядка для учащихся Назарбаев Интеллектуальных школ.

 

2.   Принципы Политики по защите учащихся

  1. Основными принципами настоящей Политики являются:
  • Персональная ответственность. Все работники филиалов соблюдают этические правила поведения в соответствии с внутренними нормативными актами автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» (далее AOO). Работники несут ответственность за содействие в реализации настоящей Политики и обязаны предпринять меры для предотвращения жестокого обращения с учащимися филиалов, а также реагировать на любые нарушения положений настоящей Политики.
  • Универсальность. Положения настоящей Политики являются обязательным для всех, кто взаимодействует с учащимися филиалов.
  • Приоритетность интересов учащихся. В случае возникновения проблемных ситуаций, приоритетным является учащийся, обеспечение его безопасности и благополучия, а также удовлетворение его физических и психологических потребностей.
  • Толерантность. Филиалы AOO стремятся к установлению благоприятной учебно-воспитательной среды на основе взаимоуважения всех участников образовательного процесса, понимания и принятия социально-экономического, культурного, гендерного различий.
  • Конфиденциальность. Все вопросы, касательно жестокого обращения с учащимися, а также расследования данных обращений, проводятся на основе обеспечения безопасности учащихся и конфиденциальности информации.
  • Своевременность. Обеспечивается своевременность рассмотрения и реагирования на обращения о жестоком обращении с учащимися.
  • Сотрудничecтво. В целях обе спечения соблюдения настоящей Политики филиалы взаимодействуют с законными представителями учащихся и другими заинтересованными сторонами, а также органами по защите прав несовершеннолетних, правоохранительными органами.

 

3.   Определение жестокого обращения и виды жестокого обращения

  1. Жестокое обращение с учащимися — действие или бездействие законных представителей и других лиц, причиняющее ущерб физическому, психологическому здоровью учащихся. Оно охватывает все виды физического и психологического жестокого обращения, сексуального насилия, пренебрежения основными потребностями учащихся, невнимания, детской порнографии, а также случаев, происходящих ввиду недееспособности родителей, из-за психической болезни или образа жизни (алкогольная, наркотическая зависимость, и др.).
  2. Существуют следующие формы жестокого обращения:
  • физическое насилие — это преднамеренное причинение физического вреда учащемуся. Формы физического насилия могут включать удары, тряску, бросание, отравление, поджог, утопление, или любое другое причинение физического вреда учащемуся. Физическое насилие также включает в себя вовлечение учащегося в употребление наркотиков, алкоголя, отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), случаи, при которых законные представители и/или другие взрослые информируют об отсутствующих симптомах или болезнях у учащихся, и/или преднамеренно вызывают симптомы или болезни у учащихся и другие случаи.
  • психологическое насилие — это периодическое или постоянное воздействие, приводящее к формированию у учащихся патологических черт характера и нарушению его психического развития. Формы психологического насилия могут включать: враждебное отношение, унижение, в том числе публичное, высмеивание, запугивание, угрозы совершения насилия над учащимся или его близкими, оставление в опасности, предъявление требований к учащемуся, не соответствующих его уровню развития, необоснованное ограничение свободного пepe движения учащегося, необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов учащегося со сверстниками или взрослыми в его среде, лишение учащегося права иметь свои взгляды, чувства, желания, формирование поведения, не соответствующего уровню его развития и др. Независимо от формы, любое жестокое обращение включает определенную степень психологического насилия.
  • сексуальное насилие — это вовлечение учащегося взрослым и/или другим учащихся в совершение действий сексуального характера с помощью насилия, угроз или путем злоупотребления доверием, что может причинить вред его физическому или психическому здоровью. Формы сексуального насилия могут включать физический контакт (поцелуй, половой акт и т.д.) и бесконтактные действия (вовлечение учащихся в просмотр изображений сексуального характера, подготовка учащегося к сексуальному принуждению, в том числе через любые средства связи) и др.
  • пренебрежение основными потребностями учащегося — это постоянное или периодическое неисполнение законными представителями учащихся своих обязанностей по удовлетворению потребностей учащегося в развитии, пище и крове, медицинской помощи и безопасности и др. в силу объективных причин (социально-экономическое положение семьи, психические болезни, неопытность) и без таковых, что приводит к ухудшению состояния здоровья учащегося, нарушению его развития. Отсутствие проявлений привязанности к учащемуся, любви, заботы со стороны родителей и иных законных представителей также рассматриваются как пренебрежение.
  • травля (буллинг) — это преднамеренное оскорбительное поведение, систематически проявляемое в отношении учащегося со стороны других учащихся и/или взрослых. Формы буллинга: физическая травля (побои, порча имущества жертвы, др.), словесная (насмешки, оскорбительные сообщения, обзывания, др.), психологическая (унижения, угрозы, игнорирование, изолирование от группы, класса, др.), сексуальная (нежелательный физический контакт или оскорбительные комментарии и др.), кибербуллинг (преследование жертвы, распространение о нем сплетен, порочащих и оскорбительных сообщений посредством мобильных телефонов, электронной почты, социальных сетей, блогов, чатов и т.д., показ и отправление грубых или жестоких текстовых сообщений, передразнивание жертвы в режиме онлайн, размещение в открытом доступе личной информации, фото или видео и др.).
  • эксплуатация учащихся — это принуждение учащегося к работе или к иной деятельности во благо других лиц или учреждений, а также использования труда учащихся администрацией и работниками школы в противоречии с ycтановленными правилами и нормами, целями и принципами образовательного и воспитательного процесса. Последствиями таких действий могут быть причинение ущерба образованию, в том числе низкая посещаемость, успеваемость, физическому, психическому здоровью учащегося, а также его моральному, социальному и эмоциональному развитию. Меры воспитательного характера, а также программы, направленные на воспитание трудолюбия, уважения к труду, трудовое обучение в филиалах и дома не являются эксплуатацией учащихся.
  1. Возможными признаками жестокого обращения могут являться:
  • необъяснимые или повторяющиеся повреждения на теле учащегося, синяки, раны, порезы в нехарактерных местах, а также следы пощечин, сжатий и др.;
  • описание учащимся о совершении насильственного действия в отношении него;
  • описание другим учащимся и/или взрослым о совершении насильственного действия в отношении другого ребенка;
  • необъяснимые изменения в поведении и психике учащегося, когда учащийся становится очень тихим, подавленным, замкнутым, или замечаются внезапные вспышки гнева, нежелание учиться или заниматься чем-то;
  • несоответствующая возрасту сексуальная осведомленность;
  • сексуально откровенное поведение;
  • признаки заболеваний, передающихся преимущественно половым путем;
  • недоверие к взрослым, в частности к тем, к кому доверительные отношения являются нормой;
  • трудности в процессе заведения друзей;
  • изменения в привычке питания, переедание или недоедание, заметные колебания в весе;
  • неопрятный внешний вид, в том числе заношенная, грязная одежда, одежда не по сезону,
  • снижение успеваемости в школе;
  • наличие усталости, пассивности;
  • навязчивость в отношениях с взрослыми в поисках внимания и тепла;
  • плохое состояние здоровья, частые болезни, в том числе головные боли, боли в области живота, трудности со сном, др.;
  • отсутствие желания общаться, стремление к одиночеству;
  • утеря личных вещей;
  • иные признаки.

 

4. Организация работы по реагированию на случаи жестокого обращения с учащимися

  1. Сообщение о случаях жестокого обращения с учащимися включает информацию и/или подозрения на жестокое обращение с учащимся филиала со стороны работника, других учащихся филиала, законных представителей или других лиц вне школы.
  2. Способами оповещения о случаях жестокого обращения с детьми являются:
  • сообщение учащегося о совершении насильственного действия в отношении него;
  • сообщение учащегося о совершении насильственного действия в отношении другого учащегося;
  • сообщения работников филиала о совершении насильственного действия в отношении учащегося филиала или подозрения на такие действия;
  • сообщения родителей и других законных представителей, а также других лиц о совершении насильственного действия в отношении учащихся филиала или подозрения на такие действия.
  1. Учащийся филиала, являющийся жертвой жестокого обращения, может обратиться к работнику, другому учащемуся филиала, законным представителям и другим лицам.

Работники и учащиеся филиала, законные представители учащихся, которым сообщили и/или они стали свидетелями или знают о любом инциденте жестокого обращения или подозрениях на жестокое обращение с учащимся, проиcxoдящее в школе, вне школы или дома должны незамедлительно сообщить об этом куратopy учащегося, ассистенту преподавателя и/или заместителю директора по воспитательной работе, директору филиала, AOO.

  1. Алгоритм действий администрации филиала при получении информации о жестоком обращении с учащимися филиала:
  • изолировать пострадавшего учащегося от лица, подозреваемого в жестоком обращении, а также обеспечить безопасную и комфортную среду для пострадавшего учащегося;
  • при необходимости оказать первую медицинскую и психологическую помощь пострадавшему;
  • опросить учащегося о случившемся инциденте в присутствии педагога-психолога с устным уведомлением законного представителя учащегося, при отсутствии обвинений о жестоком обращении со стороны законного представителя;
  • сообщить в AOO;
  • при нео6xoдимости сообщить в органы  по  защите  прав  несовершеннолетних, прав ооxpанительные органы .
  1. При поступлении информации о жестоком обращении с учащимися филиалов со стороны работников и/или других учащихся филиала, вопрос рассматриваетс я в cooтветс твии с нормативными актами AOO. При необходимости информация сообщается в органы по защите прав несовершеннолетних, правоохранительные органы.
  2. При проведении беседы/опроса с потерпевшим, учащимся, работникам филиалов необходимо:
  • сохранять спокойствие;
  • внимательно выслушать учащегося;
  • убедить учащегося в том, что он поступил правильно, рассказав о произошедшем;
  • задавать минимальное количество вопросов, необходимые только для уточнения ситуации, избегать просьб повторить рассказанное, а также «руководства» действиями учащегося, не выдвигать собственных идей, предположений и заключений;
  • не мешать учащемуся воспроизвести важные моменты;
  • уведомить учащегос я о том, что сле дуе т проинформировать о сложивше йся ситуации минимальное количество лиц для оказания учащемуся необходимой помощи и решения вопроса;
  • записать информацию полностью и дословно как было передано учащимся;
  • составить письменный протокол;
  • представить информацию в администрацию филиала, AOO.
  1. Работник филиала, который проявит инициативу и сообщит факты жестокого обращения или на основании достоверной информации сделает обвинение относительно деятельности школы, поведения коллег, которое может подвергнуть учащихся риску, вызвать жестокое обращение, может рассчитывать на защиту от преследования и/или дисциплинарных действий со стороны администрации филиала.

 

5. Предупреждение случаев жестокого обращения с учащимися филиалов

  1. Работники филиалов в целях обеспечения безопасности учащихся, а также предупреждения случаев жестокого обращения с учащимися не должны:
  • приглашать учащихся домой;
  • приглашать учащихся в кафе, рестораны, клубы и другие общественные места за исключением мест проведения мероприятий учебно-воспитателъного характера, организованных филиалами;
  • ос уще ствлять неумес тный (неприемлемый) физический контакт, кроме случаев ненасильственного действия, которые включают:
  • применение ограничений для предотвращения вреда для самого учащегося или других учащихся;
  • удаление с применением разумной силы потенциально опасных предметов или учащегося из опасной ситуации;
  • утешение, например, рукой по плечу, спине или руке и др.;
  • привлечение внимания легким хлопком по плечу и др.;
  • оставлять комментарии сексуального характера в социальных сетях, средствах массовой коммуникации (например, WhatsApp, Viber, ВКонтакте, Facebook и другие мессенджеры),  равно как и в личном разговоре;
  • использовать текстовые, электронные сообщения или другие информационные технологии по отношению к учащемуся в сексуальных целях;
  • делать и распространять непристойные фотографии учащихся, включая цифровые фотографии и другие материалы;
  • запугивать, угрожать, создавать атмосферу страха в классе и т.д.;
  • бездействовать в случае возникновения угрозы физического вреда или опасности, а также в ситуациях экстренного реагирования и необходимости обеспечения доступа к медицинской
  • проявлять дискриминацию в любой форме;
  • осуществлять любые формы сексуального, физического и психологического насилия (включая попытки);
  • унижать чувства собственного достоинства учащихся и применять неуместные наказания, например, ставить учащегося в угол, использовать саркастические комментарии и высказывания и
  1. Учащиеся филиалов не должны:
  • проявлять дискриминацию в любой форме;
  • использовать неуместные, оскорбительные высказывания в адрес других учащихся, их родителей и иных законных представителей и родственников;
  • причинять вред здоровью и физическому состоянию, а также имуществу учащихся;
  • запугивать, угрожать другим учащимся, создавать атмосферу страха и изолированности в классе.
  1. Во время участия в мероприятиях внеурочной деятельности AOO работники филиалов должны обеспечи ть необходимый контроль за учащимися для обеспечения их безопаснос ти. Если проводимое мероприятие предполагает явный риск (обучающие, тренировочные мероприятия) необходимо тщательно рассмотреть соотношение контролирующих работников к учащимся (по общему количеству учащихся и их гендерной принадлежности). Учащимся необходимо дать четкие инструкции по времени, месту и ожидаемому поведению, а также по внешнему виду.

 

6. Ответственность

  1. Работники и учащиеся филиалов, законные представители и иные лица за жестокое обращение с учащимися филиалов, а также сокрытие информации о жестоком обращении, предоставление ложной информации и обвинения несут ответственность в соответствии с утвержденными нормативными актами AOO и законодательством Республики Казахстан.

 

7. Заключительные положения

  1. Администрация филиалов доводит до сведения работников филиалов, учащихся и их законных представителей настоящую Политику.
  2. Вопросы, не затронутые настоящей Политикой, регулируются в соответствии с утвержденными нормативными актами AOO и законодательством Республики Казахстан.